Очередь за переменами, или Совпадения не случайны
В людях говорит человеческое достоинство, которое Бог дал каждому
Тысячи белорусов вышли на главные улицы и площади своих городов 31 мая, когда Церковь во всем мире празднует Сошествие Святого Духа. Это произошло в полдень, когда верующие обычно читают молитву «Ангел Господень» или «Царица Небесная». Нет, эти тысячи людей вышли на улицы не по случаю христианского праздника, однако и у Бога нет ничего случайного. И Он живет не только в храме, но прежде всего в сердцах человеческих.
Процессы, которые происходят в обществе, не могут не интересовать Церковь - ведь она служит для этого общества. А члены Церкви не просто имеют право, но и обязанность активно участвовать в общественной жизни. В Катехизисе Католической Церкви читаем:
- Граждане должны, насколько это возможно, принимать активное участие в общественной жизни. Формы этого участия могут изменяться в зависимости от страны или культуры (1915)
На протяжении двух дней я наблюдал, как гомельчане стояли в «очереди за переменами». Это явление поразило меня и как гражданина, и как христианина. Все мы знаем, что такое очередь в магазине, например. Многие помнят очереди в 90-х. Это - давка, ругань, оскорбления, кто-то старается пролезть первым, без очереди.
Но ничего этого я не замечал в нынешних очередях на улицах. Люди стоят спокойно, тихо и даже смиренно по два-три часа! Для чего стоят? Как стоят? Они знают, что не получат ничего материального, когда достоятся. В эти два-три часа их не веселят, не развлекают. Они стоят под дождем и в ветер. Они знают, что могут поиметь проблемы. Но они стоят. Что это? Это человеческое достоинство, которое Бог дал каждому, и которого никто не имеет право лишать.
Еще раз упомяну эпитет - стоят смиренно. Одна из очень важных христианских добродетелей - смирение. Есть такое понятие в христианстве - менталитет Вараввы. Речь идет о бунтавщике и убийце, которого иудеи потребовали отпустить вместо Иисуса Христа, осужденного на смерть. Наша греховная природа то и дело склоняет нас к менталитету Вараввы, то есть требует добиваться своего силой и даже насилием. Однако нельзя одним злом победить другое зло - сатана сам в себе не делится.
Радует, что люди в этих тысячных очередях призывают друг друга не поддаваться на провокации, не вступать в потасовки, перепалки - то есть, пассивно сопротивляться злу.
- Путь пассивного сопротивления более соответствует моральным принципам и обещает не меньший успех, - читаем в Компендиуме социального учения Католической церкви.
Господь учит ненавидеть зло, а не того человека, который делает зло. Ненавидеть ложь, а не лжецов, несправедливость, а не тех, кто творит ее. Я горжусь теми тысячами белорусов, которые так и поступают, которые не молчат о неправде, о несправедливости, о страхе, о посягательстве на свободу, которая - дар Божий. «Где Дух Господень, там свобода», - повторяем вслед за апостолом Павлом.